|
В провинции любые фестивали, а международные особенно, сразу приобретают особый событийный статус, в то время как многие жители столиц даже не знают о сотнях прекрасных и достойных музыкальных проектов, реализуемых в их городах. Фестиваль "Вейсэ-jazz" в Саранске, завоевывая определение "традиционный", в конце октября 2004 года прошел в третий раз. По словам его неизменного ведущего Владимира Фейертага, столица Мордовии уже вошла в десятку "джазовых городов" России. А ведь несколько лет назад никто не верил, что это направление музыки в Саранске будет популярным. Благодаря поддержке Николая Щукина и Тамары Лыткиной - ответственных работников аппарата главы Республики Мордовия - пессимистические прогнозы, к счастью, не оправдались. Все три праздника джазовой музыки проходили под патронатом главы Мордовии Николая Ивановича Меркушкина, что обеспечило достойные финансирование и организацию. Львиную долю забот взяло на себя министерство культуры РМ (министр Петр Николаевич Тултаев). "Вейсэ-jazz" - это когда музыканты разных стран и городов собираются вместе (что значит по-эрзянски - "вейсэ") и играют джаз",- говорит директор фестиваля, "генератор" джазовых проектов в республике, пианист и тромбонист Александр Курин. В 2004-м в Саранске собрались звезды мирового и отечественного джаза. "Биг-бэнд Олега Лундстрема" Г.Гараняна и "Супер-трио" А.Ростоцкого из Москвы, "Уральский диксиленд" И.Бурко из Челябинска и "Комбо-джаз-бэнд" В.Воронова из Волгограда стали уже постоянными и любимыми участниками встреч музыкантов. Каждый год с разными составами, но всегда с неизменным успехом выступают в столице Мордовии исполнители на ударных инструментах В.Епанешников (Москва), А.Вассильев (Таллин) и Э.Казарян (Йошкар-Ола). Третий "Вейсэ-jazz" познакомил и с новыми коллективами - московским трио "Блюз-бокс" Е.Немова и рязанским "Feelin's" Г.Филина. До момента выхода на сцену Музыкального театра им. И.М.Яушева американки Мелбы Джойс, чьи прошлогодние концерты в России прошли с огромным успехом, многие считали ее имя на афишах фестиваля тонким "рекламным ходом" устроителей. Впервые в Мордовии негритянская музыка звучала "из первых уст". Певица исполнила традиционный джаз с импровизациями в технике "скэт". Саранск стал одним из счастливых городов, куда после десятилетнего европейского "затворничества" приехал из Вены Александр Фишер, признанный критиками в конце восьмидесятых годов лучшим советским джазовым трубачом. Шоу-выступление Леонида Пташки (Израиль) произвело настоящий фурор: пианист покорил слушателей не только виртуозной игрой, логикой импровизаций, но и сценическим обаянием, непосредственностью и открытостью. Во власти блистательного музыканта зал с радостной готовностью превращался то в "живой звуковой реверс", эхом повторяя "инструментальное пение" Пташки, то выполнял роль "ударной установки", дружно хлопая на протяжении целой композиции предложенный бразильский ритм. Неутомимый выдумщик устроил музыкальную беседу "двух народов", в которой еврейским мотивам его мелодики - клавишно-духового инструмента - "отвечал" усовершенствованный мордовский народный инструмент нюди А.Курина (на местном сленге - "курифон"). Имя молодого музыканта Давида Енгибаряна пока мало известно в "джазовых" кругах, в этом году он впервые приехал в Россию. Но даже в соседстве с выступлениями признанных звезд дебют венгерского аккордеониста армянского происхождения сразу обратил на себя внимание оригинальным стилем игры с тембровыми аллюзиями звучания народных духовых инструментов. Американская идиома "to feel blue" - быть печальным, связанная с этимологией слова "блюз", очень близка настроениям его композиций, которые условно можно определить как "армянско-венгерский ностальгический джаз". Случайная встреча Давида на фестивале с земляком Эдуардом Казаряном подарила слушателям спонтанно родившуюся композицию "армянского болеро". Кроме выступления с "Супер-трио", Алекс Ростоцкий привез в Саранск свой новый проект - "Джазографика". Для его осуществления бас-гитарист пригласил Евгения Борца (фортепиано) и Сергея Остроумова (ударные). В "концерте для художника с джазовым трио" роль солиста-живописца исполнил испанец Фернандо Химено Перес. Когда-то картины архитектора В.Гартмана вдохновили М.Мусоргского на создание цикла "Картинки с выставки". Проект Ростоцкого - зеркальное отражение идеи русского классика: джазовые фантазии на темы пьес "Старый замок", "Тюэльрийский сад" и "Два еврея..." вдохновляли художника и прямо на глазах у зрителей снова принимали живописную форму, но уже в новой трактовке художника XXI века. "Ковчег-мейнстрим" - это название и джазового клуба, и квинтета музыкантов - хозяев фестиваля. Его участники - в основном выпускники Саранского музыкального училища - Александр Курин (фортепиано), Сергей Гулый (контрабас), Александр Белянушкин, Павел Ламков (саксофоны), а также Алексей Князьков (ударные). Созданный в 90-е годы и уже завоевавший признание в России, ансамбль исполнил композицию А.Курина "Бесконечные ступени" и Дж.Грина "Душа и тело", но не только. В трехдневной концертной палитре участники "Ковчега..." стали своего рода "лейт-музыкантами" фестиваля, "диффузно" проникая в коллективы гостей, достойно выступив с Пташкой, Фишером и эстонским трио. Фестиваль в течение трех лет постепенно набирал силу, завоевывал аудиторию, просвещал саранскую публику. Со временем пришло осознание, что три джазовых дня в году для Саранска - очень мало. "Вейсэ-джаз" смог сделать то, о чем десятилетиями мечтали музыканты Саранска: на заключительном концерте Глава Мордовии обнародовал решения правительства республики об увеличении бюджета "Вейсэ-jazz-2005", по сравнению с нынешним, в два раза и о создании в Саранске государственного биг-бэнда, руководить которым Н.И.Меркушкин предложил Георгию Гараняну. Отметив большие заслуги в деле развития "джазового движения" в Саранске, он поздравил мэтра отечественного джаза и оркестр Олега Лундстрема с общим 140-летием (обоим по 70 лет) и вручил Гараняну Государственную премию Республики Мордовия. Международный фестиваль в провинции - событие действительно неординарное. Но особенно важно то, что "Вейсэ-jazz" помог решить давнюю проблему - создание биг-бэнда. При такой популярности джаза в Саранске и головокружительном успехе фестиваля нынешнего года достать билет на новую встречу 2005 года, скорее всего, будет очень сложно. Автор: Ирина Галкина |
23.12.2006,
scorp |
|
|
|